Google Tag Manager и с чем его едят

Google Tag Manager и с чем его едят

Алексей Елистратов

Алексей Елистратов

2014-12-25 13:44:00

Не поверите, но каждый раз когда устанавливаю Google Tag Manager (он же Диспетчер Тегов) на очередной клиентский сайт я не перестаю радоваться. Ведь эта штука колоссально экономит временной ресурс, даёт интернет-маркетологу новые возможности, комфорт и интеграцию разнородной ранее ерунды (коды отслеживания и т. п.).

Заметка предназначена прежде всего для инет-маркетологов, а также для руководителей бизнеса, желающих быть в тренде и понимать возможности инструментов онлайн-маркетинга. Для того чтобы было интересно читать, конечно, требуется некоторое знакомство с основными инструментами и возможностями аналитики, рекламы, сайтостроения.

Зачем об этом знать маркетологу — очевидно, а вот зачем это сакральное знание руководителю? А затем чтобы понимать, что трудозатраты квалифицированного маркетолога для детальной и корректной настройки сбора данных при использовании GTM значительно снижаются, а значит можно достигать своих целей быстрее и с меньшими усилиями.

При этом в подавляющем большинстве случаев не нужны доступы к коду сайта и участие технических специалистов — программистов, веб-мастеров и прочих весьма своеобразных интровертов. Стало быть, настройки отслеживания событий, конверсий и т. п., которые до пришествия Диспетчера Тегов от Гугл занимали иногда недели (!), сейчас занимают часы.

А теперь посмотрим на этого зверя с разных сторон, расскажем о том как его размещать, чем кормить, ну и конечно с чем есть.

Google Tag Manager. Что это?

Это сервис, предоставляющий возможность вкладывать в один контейнер коды всяких веб-аналитических инструментов вроде кода Google Analytics, кода отслеживания конверсий Google Adwords, кодов отслеживания различных событий на сайте (клики, отправки форм, просмотр видео и т. п.). Можно также вставлять любой html или javascript-код, например Яндекс. Метрику. Технически контейнер Диспетчера Тегов представляет собой фрагмент javascript-кода и выглядит вот так:

<!-- Google Tag Manager -->
<noscript><iframe src="//www.googletagmanager.com/ns.html?id=GTM-ХХХХХХ"
height="0" width="0" style="display:none;visibility:hidden"></iframe></noscript>
<script>(function(w,d,s,l,i){w[l]=w[l]||[];w[l].push({'gtm.start':
new Date().getTime(),event:'gtm.js'});var f=d.getElementsByTagName(s)[0],
j=d.createElement(s),dl=l!='dataLayer'?'&l='+l:'';j.async=true;j.src=
'//www.googletagmanager.com/gtm.js?id='+i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f);
})(window,document,'script','dataLayer','GTM-ХХХХХХ');</script>
<!-- End Google Tag Manager -->

Этот контейнер вставляется во все страницы сайта. Больше уже ничего никуда вставлять не придётся. Дальнейшее управление всем этим зоопарком происходит через интерфейс самого сервиса Диспетчера Тегов, а не десятка различных.

GTM. Как использовать

Основные термины, которые нужно знать, чтобы начать использовать менеджер: аккаунт, контейнер, тег, правило, макрос.

Аккаунт — обычно создаётся для одного проекта, может содержать контейнеры нескольких тематически связанных сайтов, либо всех сайтов владельца аккаунта. Мы обычно на аккаунте держим только аффилированные сайты или основной домен и его поддомены.

Контейнер — это собственно тот javascript-код, который мы размещаем на всех страницах сайта, смотри пример выше. Именно через него и работают все остальные радости GTM (теги, правила, макросы). Собственно, после вставки кода GTM вам больше не нужно лезть в код сайта. И это прекрасно!

Тег — в GTM тегами называются собственно коды отслеживания различных систем аналитики и рекламы (не путать с html-тегами). Например, того же Google Analytics, Яндекс.метрики, отслеживание конверсий Google Adwords, отслеживание событий Analytics, собственные произвольные фрагменты html/javacript.

За активацию тегов отвечают правила. По сути — это логическое условие, при выполнении которого тег активируется. К каждому тегу необходимо создать хотя бы одно правило. Самое распространённое правило «все страницы» — соответствующий тег будет активироваться на любой странице сайта. Правила посложнее активируются на определённом разделе сайта или на группе адресов, соответствующих каком-то хитрому условию. Правило может срабатывать и, активировать свой тег, только при переходе с определённых источников (например, с Яндекс. Директа) или по происшествию некоего события (например, начала просмотра видео).

Про макросы для начала нужно знать только то, что эта такая классная вещь, которая сильно облегчает жизнь при сложной настройке и делает более простой и наглядной работу с GTM. Макрос — это полезная штука, которая может содержать некую изначально заданную строку или динамически формируемую переменную. Например, URL страницы или ценность товара, карточку которого посетитель просматривает. Рекомендую сразу создать макрос, который будет содержать идентификатор вашего ресурса. Вся дальнейшая работа по настройке отслеживания событий сильно ускорится.

GTM. Как быстро и безбоязненно поставить

Детально расписывать процесс установки и настройки здесь не будем, материалов сейчас уже много. Довольно подробнее написано у Гугла в справке. А вот пару хитростей для того чтобы было не страшно экспериментировать раскрою.


Если у вас уже настроен Google Analytics (GA), особенно если уже отслеживаются события, то рекомендую поступить так.

Шаг 1. Сначала создаёте дополнительный тестовый ресурс в GA. 

Google Analytics - Создаём тестовый ресурс

 

Шаг 2. Создаёте аккаунт и контейнер в GTM.

Google Tag Manager - Создание нового аккаунта


Шаг 3. Создаёте в Диспетчере Тегов тег для GA, помещаете туда идентификатор тестового ресурса. Он вот такого вида:

Google Tag Manager - ??дентификатор тестового ресурса

Шаг 4. Размещаете контейнер на сайте, при этом существующий код GA не удаляйте. При необходимости выполните настройку отслеживания событий через GTM.

Шаг 5. Подождите день-другой, убедитесь что данные поступающие в тестовый ресурс корректны и совпадают с вашим эталонным профилем в основном ресурсе. После этого можно изменять идентификатор GA в соответствующем теге Тег Менеджера на идентификатор основного вашего ресурса и удалять старый код отслеживания GA с сайта. 

GTM. Правила эксплуатации

Добавлять новые теги и настраивать отслеживание событий можно находясь в интерфейсе GTM. Чтобы было верным утверждение что маркетолог работает и не тревожит разработчика, он, разумеется, должен понимать основы html/css и javascript и знать объектную модель документа (DOM). А сайт при этом, разумеется, должен быть культурно свёрстан. Если вы работаете только с разработчиками, делающим семантическую вёрстку и чистый самодокументируемый код, то всё ок. Уверен, что все разумные руководители именно так и поступают, а не нанимают школьников в надежде сэкономить.

GTM для аналитики мобильных приложений

С недавних пор GTM может работать и с мобильными приложениями. Что ещё более облегчает жизнь digital-маркетологу. Ибо программировать или исправлять код мобильных приложений большинство из них не умеет. Да и не допустят их до этого ревностные программисты. От программистов опять же потребуется изначально интегрировать в приложение библиотеку поддержки Tag Manager SDK и снова писать грамотный, самодокументирующийся код. А от маркетолога понимать общую архитектуру приложения и знать служебные названия элементов (экранов, блоков, кнопок, уровней). После интеграции GTM в ваше мобильное приложение аналитик сможет исследовать поведение пользователей приложения в интерфейсе  GA и без труда настраивать все виды отслеживания событий в интерфейсе GTM. Вуаля!

Заключение

В общем, несмотря на некоторые непонятки с интерфейсом и сложность, которыми страдают все продукты Google, пользоваться Тег Менеджером можно и нужно. Если вы маркетолог — срочно изучайте Google Tag Manager и начинайте его использовать, несмотря на то что поначалу это может показаться слишком сложно и непривычно. Если у вас серьёзный онлайн-бизнес и вы хотите понимать что именно вам приносит доход, а что нет, нанимайте квалифицированных специалистов и требуйте от них грамотной настройки GTM и GA (вместе с Метрикой). И не принимайте отговорки, что всё тут зависит от того с какой ноги сегодня встал ваш веб-мастер или разработчик приложения. Так победите.

Если будут какие-то вопросы, и комментарии, пишите, отвечу.

Читайте также:

Больше данных богу данных
Создаём настроение – эффективное использование мудбордов
Где брать контент? Организовываем конвейер контента
Зачем клиенту прототип сайта?

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.