Зачем клиенту прототип сайта?

Зачем клиенту прототип сайта?

Антон Гук

Антон Гук

2015-01-28 13:13:00

Лет пять назад заказ сайта для клиента был делом достаточно простым. Бриф, согласование ТЗ, согласование макетов главной, и внутренней страницы, приемка работ. Процесс простой но результат непредсказуемый. Итоговый сайт может отличаться от задумки как в лучшую, так и в худшую сторону (что случается гораздо чаще). Как повезет. Пока сайт для клиента был самоцелью (у всех нормальных компаний есть современный, модный сайт  и у нас должен быть) такой подход устраивает обе стороны. Клиенту не надо забивать себе голову, агентство работает так, как считает нужным и главная задача последних  убедить первого, что результат  это именно то, что нужно.

Если же для клиента сайт  инструмент маркетинга, сила убеждения не работает и переделок становится больше (тут они уже становятся обоснованными). Бесконечные доработки и доводки  потеря времени и средств, и клиентских, и агентских. Значит надо ставить задачу так, чтобы исполнитель ее мог однозначно трактовать. Вот тут-то и начинаются проблемы.
Современный сайт имеет сложную структуру и состоит из множества элементов, часть которых динамическая  то есть имеет несколько разных состояний. Что происходит при отправке формы? Как именно увеличивается картинка в фотогалерее? Куда ведет та или иная ссылка? На бумаге это не нарисуешь (а если и нарисуешь  получишь целый ворох картинок). Если пытать формализовать всё это в тексте, получим огромную «простыню», в которой будут путаться все  и заказчик, и менеджер, исполнитель. Кроме того, пока этот текст не воплотится хотя бы в шаблоны  в нем будет множество противоречий, которые всплывут только при реализации.

Именно для этого нужно проектирование и прототипирование. В крупных интернет-проектах  это уже обкатанная технология, а вот для заказчика, далекого от переднего края разработки  вещь непривычная и даже пугающая. В реальности ничего сложного и страшного в этом ничего нет  наоборот, интерактивный прототип избавит вас от вникания в непонятные термины, а самое главное  вы в общих чертах увидите будущий сайт и поймете, как ваши посетители будут взаимодействовать с ним. По сути Вы получите упрощённую схематическую версию будущего сайта, которую можно пощёлкать, посмотреть откуда и куда мы попадаем, как ведут себя те или иные интерактивные элементы вроде всплывающих окон, галерей, каталогов, форм обратной связи, онлайн-калькуляторов и т. д. На этом этапе вносить любые изменения на порядок проще, быстрее и дешевле чем на этапе собственно разработки сайта.

Тем не менее, при заказе проекта нужно понимать ряд нюансов, которые заметно упростят, а в итоге  удешевят и ускорят разработку.
Итак.

Детали — потом

Рисунки, и иконки и декоративные элементы изображаются с помощью примитивных блоковПрототип  это всего лишь схема. Не стоит увлекаться детализацией  цветами, дизайном иконок, декоративных элементов. Самое главное понимать  здесь у нас текст, здесь  меню, здесь  картинки. Детали не только займут драгоценное время, но отвлекут от общей концепции. Ими вы займетесь уже после того, как прототип утвержден и уйдет в дизайн. 

Вместе с тем компоновка будущих страниц должна быть максимально приближена к тому что нужно получить в итоге.

Готовьте контент заранее

От структуры текста зависит, как он будет выглядеть в шаблонеРазные тексты смотрятся и верстаются по разному, поэтому они должны размещаться уже на этапе прототипа  так вы поймете, поместится ли текст в шаблон, потребуются ли иллюстрации, постраничная разбивка. От количества контента зависит и структура сайта и компоновка элементов в конкретных разделах. Все это в любом случае вылезет, а на этапе верстке переделки будут гораздо болезненнее. Мы, в «Технологиях для Человека», познали это на своём опыте.

 

Думайте над пользовательским взаимодействием

Определите заранее, что именно должен делать пользователь на сайте? Оставлять заявки? Скачивать документы? Совершать звонки? Так вы ограничите объем работ, и что важнее  не будете перегружать страницы ненужными элементами. Определите ценность совершенных действий, и исходя из нее  определится расположение элементов.

В зависимости от сценариев использования в интерфейсе могут появляться различные элементы

Тестируйте на целевой аудитории

Исходите не из того, что нравится лично вам и вашим коллегам, а из того, что нужно пользователям. В большинстве случаев заказчик не является представителем своей же целевой аудиторией, а потому воспринимает и думает он во многом иначе. По возможности, проводите исследования, но старайтесь исходить не из соображений «нравится/не нравится», а «удобно/не удобно», «целесообразно/не целесообразно». Просите испытуемых совершать целевые действия на сайте (найти прайс, отправить форму).

Сначала запуск, потом  эксперименты

Помните, что вы можете оперировать лишь гипотезами. Очень возможно, они подтвердятся, но уже сильно после запуска проекта. Если специалисты вам предлагают готовое решение  используйте его. Экспериментировать вы будете уже после, когда появятся первые результаты аналитики.

Итог

Однозначно можно сказать, что подступаться к любому мало мальски сложному проекту без проектирования  это гарантированно потерянные деньги и время. Но помните, что никто лучше вас не знает и не понимает бизнес-процессы в вашей компании. Поэтому сразу приготовьтесь к активному участию в проектировании. Создание качественной спецификации и прототипа безусловно стоит денег, по чьим-то меркам  немалых. Но целостный, работающий на привлечение клиентов сайт стоит потраченных средств и усилий. Кроме того, как уже говорилось выше, кардинальные переделки на этапе отладки обойдутся еще дороже, а конечный результат скорее всего не будет отвечать требованиям вашего бизнеса.

Читайте также:

Google Tag Manager и с чем его едят
Больше данных богу данных
Кейс: GreenБизнес — экосайт
Враждебный интерфейс

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.